Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 2"

Место нахождения: Кемеровская область, город Междуреченск, проспект Коммунистический, 9
e-mail: school-2@bk.ru
Директор МБОУ СОШ № 2 - Гапоненко Ольга Юрьевна : 8(38475) 2-28-95, факс 8(38475) 6-10-44        
Сайт МКУ "Управление образованием Междуреченского городского округа" : http://ko.m-sk.ru/ 
      

 

Теперь я в семье не один

Народная мудрость гласит:
«Детство первого ребёнка заканчивается с рождением второго».
И, действительно, с появлением в семье малыша, отношения между старшим ребёнком и родителями зачастую портятся. Почему?
            Когда ребёнок  в семье один, ему многое прощают, потому что очень его любят, особенно бабушки и дедушки. Рождение второго ребёнка зачастую вносит дисгармонию в сложившийся мир семьи. Во многих случаях мама, родившая второго, бессознательно записывает первенца в старшие и начинает ждать от него понимания и поддержки, забывая при этом, сколько ему лет, и что он тоже ребёнок. Именно мама начинает сравнивать одного и второго ребёнка, и «хороший» маленький будет иметь много положительных качеств в отличие от «плохого» старшего. Позже, когда дети подрастут, та же мама будет переживать от того, что её любимые дети пытаются причинить друг другу боль в драке, в борьбе за папину и мамину любовь и внимание.
            Будут ли дети впоследствии дружными и заботливыми по отношению друг к другу или превратятся в непримиримых врагов, в огромной степени зависит от поведения самих родителей, от их участия в процессе воспитания детей.
  С какими проблемами сталкиваются родители при рождении второго ребёнка?
            Единственный ребёнок. как правило, находится в центре внимания взрослых и привыкает к монопольному владению их заботой. Его опекают и родители и другие родственники. Его любят и часто гордятся в присутствии других людей. Ведь он такой необыкновенный! Этот залюбленный ребёнок может «застрять» в детском эгоцентризме на долгие годы. Минусом воспитания единственного ребёнка, по наблюдениям психологов, является то, что нередко эти дети не умеют строить отношения с другими людьми, понимать позицию другого человека. Часто  они бывают избалованными и капризными. Как только в семье появляется второй ребёнок, первенец может лишиться всех своих привилегий и родительского внимания, которое теперь отдаётся малышу, а на старшего у родителей зачастую не хватает ни сил, ни времени. Первенец может по-разному реагировать на это. Его поведение меняется в зависимости от пола и возраста. Если ему ещё нет пяти лет, он будет остро и болезненно воспринимать появление малыша. И, чем меньше разница в возрасте между детьми, тем сильнее может быть конфликт. В это время первенец будет требовать от мамы столько любви и внимания, сколько она даёт младшему. Может присутствовать ревность, соперничество. агрессия.
            Если старшему ребёнку уже шесть лет, то он более спокойно отнесётся к появлению малыша, поскольку у него уже есть свои интересы помимо семьи и дома. для него сейчас важны друзья, школа, улица, игры. Он уже меньше зависим от родителей. Ваши поручения могут отвлекать его от интересных занятий, ломать привычный уклад жизни, поэтому старший ребёнок может испытывать раздражение, проявлять агрессию.
            Психологи отмечают, что, если второй ребёнок другого пола, то реакция на него у первенца чаще всего спокойнее, чем если бы они были однополыми. т.к. отсутствует прямое сравнение и соперничество. Если же дети одного пола, то старший будет всеми способами стараться доказать, что он лучше, чем его брат или сестра. Тогда соперничество, драки, конфликты более вероятны.
Как отражается порядок рождения детей на их характере и поведении?
            Психологи отмечают, что если даже у детей одни и те же родители, если они воспитываются в одних семейных условиях, то у них всё равно нет равного социального окружения. Индивидуальные особенности развития детей напрямую связаны с порядком их рождения и положения в семье. С изменением количества детей меняются установки родителей, их ценности, а дети приобретают различный собственный опыт. Всё это влияет на формирование характера детей.
Старший ребёнок
            Психологи отмечают, что родители, которые хвалят старшего ребёнка за рассудительность и целенаправленность, тем самым поощряют его интенсивное умственное и речевое развитие. Часто родители привлекают старшего к участию в воспитании малыша, уходе за ним, развивая тем самым чувство ответственности, умение принимать самостоятельные решения, развивают навыки лидерства. Поэтому, вырастая, старшие дети часто бывают лидерами не только в семье, но и в учебном и рабочем коллективе.
            Обратная сторона такого воспитания заключается в том, что старшему нередко предъявляют завышенные требования и на детские плечи взваливается совсем не детский груз ответственности, в результате чего у ребёнка может развиться повышенная тревожность. Ребёнок начинает бояться ошибок, боится огорчить взрослых, у него может появиться болезненное восприятие критики взрослых. Из-за привычки рассчитывать только на себя у выросших старших детей часто встречаются проблемы в приобретении друзей или поддерживании дружеских отношений. Они остро переживают чужие замечания и реагируют на них обидами, хотя сами могут резко критиковать других. не замечая этого.       
Младший ребёнок
            Младший избавлен от многих трудностей и проблем, поскольку он для родителей на долгие годы – любимый малыш. Он привыкает ждать от жизни только хорошее, поэтому часто вырастает оптимистом. Любимчик, баловень, о котором все заботятся. Родители уже не предъявляют к нему слишком больших требований, истратив силы и энтузиазм на воспитание первенца. Такое отношение и попустительство родителей может привести к недисциплинированности ребёнка, сохранению черт инфантильности. Уже во взрослом возрасте у младшего могут быть трудности в планировании жизни, в самостоятельном принятии решений. Снижение требовательности родителей даёт ребёнку более свободное развитие, но, с другой стороны, уменьшает стимуляцию умственной, учебной деятельности. Младший может не реализовать себя в профессии.
Средний ребёнок
            Особое положение занимает средний ребёнок, если детей в семье трое.К старшему, как правило, предъявляются завышенные требования. Младшенький – несмышленый малыш, который радует душу родителей  и требует постоянной опеки. Среднему же не достаётся почти ничего. Он не может стать лидером как старший и не успевает привыкнуть к роли любимчика- малыша. Средний соперничает то с одним, то с другим. Часто, когда средние дети вырастают, у них отмечается заниженная самооценка и сложности в самоопределении. У среднего ребёнка меньше развита инициатива и способность самостоятельно принимать решения. Такие дети могут хорошо общаться с людьми, идти на компромисс, но редко проявляют инициативу и напористость. Часто средние дети, почувствовав несправедливое к себе отношение со стороны родителей, плохо себя ведут, преднамеренно совершают дурные поступки, лишь бы привлечь к себе внимание родителей. Но, как правило, их шалости и драки прекращаются, как только восполняется дефицит родительского внимания и любви.
            Описанные выше прогнозы развития детей совсем не обязательно реализуются именно в ваших детях. Исследования психологов подчёркивают только тенденцию развития каждого ребёнка в зависимости от порядка его рождения. Успешные родители это знают и стараются избежать ошибок в воспитании. Самое главное – это понять, что каждый ребёнок уникален и неповторим. Постарайтесь понять своего ребёнка и найти к нему нужный подход, и тогда его «неправильное» поведение непременно изменится!
Дата последнего обновления страницы 13.12.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»